Почему языковые курсы не дают желаемого результата?

Птицы, которые стали священниками Гипотеза происхождения украинского названия Иванок К происхождению итальянского названия сороки Птицы, окрещенные именами святых Дохристианское происхождение французского названия птицы oiseau Saint-Martin К происхождению французского названия воробья Христианское и дохристианское происхождения названий попугая в романских языках К вопросу про христианский антропоморфизм в романской орнитонимии Происхождение названия птицы Jean-le-blanc во французском языке Место и причина возникновения украинского названия птицы МАРТЫН Метафора у Витрувия (в соавторстве с А.А.Пучковым) Метафора у Катона Античные источники метафоры в произведениях Ореховского Метафоры, связанные с понятием Государство у Платона Глагольное словообразование у Вергилия Фонетическое значение в классической латыни (на примере Катулла)
Изначально курсы предполагает обучение нескольких учеников в группе. Что же мы получаем, обучаясь вместе с другими?

Язык – это способ коммуникации, общения между людьми. Но естественное общение – это разговор один на один. Изучая иностранный язык, мы всегда предполагаем, что общаться будем так же, как и на родном языке, то есть, преимущественно один на один. Собеседник с собеседником. На курсах же нам заранее предлагается противоестественный балаган: разговор среди пяти, десяти, а то и больше людей (учеников на курсах). Такое общение (если это слово вообще подходит в данном случае) возможно только и исключительно на базаре, когда основанная задача – перекричать конкурентов. Подобный опыт вряд ли когда-либо пригодится в жизни. Итак, на выходе мы имеем никчемный опыт и, как правило, совершенную неспособность общаться один на один с носителем языка. Итак, обучение в группе не дает опыта пользоваться основной функцией языка – посредника между людьми.



Рассмотрим такой способ обучения с экономической точки зрения. На первый взгляд языковые курсы кажутся гораздо дешевле, чем индивидуальные занятия. Но при этом нельзя забывать, что даже в идеале у преподавателя курсов времени на каждого ученика приходится ровно на столько меньше, сколько у него таких учеников в группе; почему в идеале – потому, что на практике в группе всегда говорит один, от силы два студента, а остальные как молчали до курсов, так и промолчат все время занятий, боясь показаться некомпетентными на фоне «асов». Соответственно, если в группе 10 человек, то фактическая стоимость урока для каждого в десять раз выше, чем та, которую выставили курсы.



С психологической точки зрения обучение в группе также не очень комфортно. Возникает совершенно ненужная соревновательность между учениками. Они стараются заниматься не для себя, не для знаний, а ради похвалы преподавателя, ради того, чтобы выделиться на фоне других учеников. Половина же, как правило, вообще уходит в глухую оборону и старается не высовываться, то есть не говорить вообще. Раскованности и ощущения свободного, непринужденного разговора не возникает и возникнуть не может.



С точки зрения отдачи преподавателя, то есть эффективности его работы, обучение в группе также вызывает сильные сомнения. Основная задача учителя в любой группе – удержать внимание учащихся (вспомните среднюю школу). Поэтому любые курсы и предлагают игровые методики, чтобы скучно не было. Дело в том, что сосредоточиться на учебе можно одному, самое большое двум студентам, но уже третий всегда будет отвлекаться, а если их больше, то риск того, что внимание к уроку вообще пропадет, растет с геометрической прогрессией. Игровые методики, как правило, не дают никаких особых результатов, поскольку направлены не на обучение, а на развлечение. При этом преподаватель отдыхает сам: ведь серьезной работы он не делает, только играет на уроке. Соответственно, учитель и не выкладывается. Тому есть и другие причины: нет и не бывает людей с одинаковыми интеллектуальными способностями и идентичным эмоциональным складом. Поэтому все люди воспринимают информацию с разной скоростью. Преподаватели это знают и прекрасно понимают: то, что можно выучить один на один за один урок, в группе растягивается на три-четыре занятия. И если индивидуально надо настраиваться на студента и полностью выкладываться, то на групповых занятиях достаточно полистать учебник да «поиграть», чтобы не скучно было.



Отсюда, как следствие, еще один существенный недостаток курсов – отсутствие целенаправленной, многоуровневой подготовки ученика (фонетика, лексика, грамматика, аудирование, перевод, общение). Как все это уместить в один урок, если в классе несколько человек? Ведь в идеале надо проверить каждого и объяснить каждому новый материал. Вот и ограничиваются курсы выбором одного, «лучшего» учебника и залистывают его до дыр.



В целом подход языковых курсов целиком и полностью заимствует и сохраняет старую традицию совковой школы - ликбез (ликвидация безграмотности). Была такая политика в Советском Союзе: быстро и на скорую руку «научить» тысячи крестьян и рабочих. Набивали в классы по сто человек и коллективно обучали, поскольку в Стране Советов все делалось коллективно. Естественно, толку от такого обучения не было никакого. Одно слово - «ликбез». Жалко только, что многие, впитавшие с молоком матери такую «науку», пытаются и сейчас применять ее на практике группового обучения.

МАХЛИН П.Я.